Искусство, соединяющее сердца
Одно из высших ценностей советских времён — дружественные и братские взаимоотношения народов и стран Союза, прежде всего их культурные и литературные взаимосвязи. Народы Советского Союза знакомились с богатым и многообразным творчеством писателей, поэтов и деятелей культуры друг друга, переводя книги и организовывая Дни культуры и литературы, и это действительно способствовало взаимному развитию, усовершенствованию и взаимообогащению всех республик.
Выход такого великого писателя, как Чингиз Айтматов, через советскую литературу в мировую, без сомнения, один из плодов тех ценностей.
Вспоминая Чингиза Айтматова, стоит высказать несколько слов о творческом сотрудничестве таджикских деятелей культуры и литературы со своими кыргызскими коллегами. В 1969 году известный таджикский театральный деятель и режиссёр, народный артист Таджикской Республики Хушназар Майбалиев поставил на сцене академического драматического театра им. Абулькасима Лахути драму известного кыргызского писателя Мара Байджиева «Дуэль», которая благодаря своему стилистическому и идейному новшесту, а также тонким психологическим оттенкам персонажей открыла новую страницу в истории таджикского театра.
В спектакле на первом плане оказались душевное состояние и внутренний мир героев. В одном из санаториев на прекрасном побережье горного озера Иссык-Куль волею судьбы встречаются Азиз и Нази. Несмотря на то что у неё есть свой избранник и суженый, Нази влюбляется в воспитанного, порядочного и начитанного Азиза. Действие драмы обостряется конфликтом душевных чувств и различий в характерах героев — Нази, Азиза и Искандера, душевные потрясения которых очень ярко выражались в игре актёров. Роль Азиза тогда очень интересно и запоминающе сыграл несравненный таджикский актёр, ярчайшая звезда национального театра и кино Махмуджон Вахидов. Его герой полюбился зрителям за добрые черты характера, человечность, особенно за верность и самопожертвование, доброе и отзывчивое сердце. Азиз жертвовал своей жизнью, здоровьем ради общества, людей. А эгоистичный и корыстолюбивый Искандер смысл жизни видел в достижении своих интересов и желаний. А образ этого персонажа очень ярко и интересно воплотил на сцене неповторимый артист таджикского театра и кино Ато Мухаммаджонов.
Роль Нази в исполнении известной и любимой театралами актрисы таджикской сцены Марьям Исаевой и Тамары Абдушукуровой стала воплощением высокой лирики, женского обаяния и красоты, чистой незапятнанной любви, которую до сих пор вспоминают многие из тех зрителей — театралов 1970-х годов.
Азиз, страдающий неизлечимой болезнью, приобретённой им из-за радиоактивных лучей во время спасения людей на атомном корабле, отвергает любовь Нази ради её счастливого будущего. Психологическая глубина и душевное потрясение героев в спектакле нашли свое отражение в яркой игре актёров.
Азиз, которого играл М. Вахидов, стал образцом самопожертвования и приверженности человеческим ценностям, и этот образ имел большое влияние на моральное и духовное воспитание молодёжи. Последнее послание Азиза, адресованное Нази, которое звучало бархатным и чувственным голосом Махмуджона Вахидова, заполняя собой сцену и зрительный зал, пробуждало у зрителей печальные и тревожные чувства и долго ещё звучало в их сердцах.
К слову, после трагической смерти М. Вахидова, в день его похорон во время официальной церемонии прощания с артистом в холле театра им. А. Лахути, где стоял гроб с его телом, воспроизвели аудиозапись того самого послания. Слушая его, даже самое каменное сердце растаяло и как будто заплакали стены и колонны театра.
Для труппы академического театра им. Лахути спектакль «Дуэль» по произведению талантливого драматурга М. Байджиева в оригинальной постановке мастера таджикской сцены режиссёра Х. Майбалиева стал новой творческой школой. Покойный А. Мухаммаджонов в своё время высказался об этой постановке, о творческой школе Х. Майбалиева и её значении для театра им. Лахути, как о новом этапе развития театра, назвав её «театром мысли», воплощением внутренного мира героев.
Очень естественным и искренним получился образ медсестры в исполнении Н. Мухаммаджановой и Д. Тилавовой. «Дуэль» М. Байджиева по своему содержанию и художественным качествам для новатора Х. Майбалиева оказалась наилучшей творческой находкой, ставшей первой ступенькой для перестройки и перехода творческой деятельности театра от надуманного стереотипа романтизма к жизненному реализму. Это благодаря ему театр им. А. Лахути с «театра актёра» постепенно превращался в «театр режиссёра», то есть с театра игривости, внешней выразительности и высокопарных изречений в театр мысли и умозаключений со сценами перевоплощения и вхождения во внутренний мир персонажей, что отвечало «Дуэли» М. Байджиева.
Оформлением сцены для представления занялся народный художник Таджикистана Михаил Мухин, снискавший этим высокую оценку искусствоведов, театралов и обычных зрителей театра. Красивые пейзажи иссык-кульского побережья и другие символические сценические решения художника вполне отвечали душевным состояниям героев драмы.
Запись данного спектакля хранится в «золотом фонде» таджикского Гостелерадио и считается ценным наследием великолепных артистов Х. Майбалиева, М. Вахидова, А. Мухаммаджонова, художника М. Мухина и других деятелей как жемчужина театрального искусства и символ дружбы и сотрудничества, братских связей таджикских и кыргызских творческих деятелей.
Другой спектакль, который удалось поставить в конце 70-х годов прошлого века на сцене театра им. Лахути, был по драме, написанной широко известным в мировой литературе великим писателем Чингизом Айтматовым в соавторстве с известным казахским драматургом, писателем и публицистом Колтаем Мухамеджановым «Восхождение на Фудзияму». Этот спектакль, поставленный известным таджикским режиссёром Валерием Ахадовым при сценическом оформлении известного художника П. Шанко, также отличался новой страницей в творчестве труппы театра им. Лахути.
События в пьесе происходят на некой горе, где группа одноклассников собирается отметить 20-летие окончания школы. Острота событий, порождённая разногласием, отличием взглядов, противоположностью характеров и привычек, уходящими корнями в детство и школьные годы, очень ярко отражены на сцене, а потому зритель незаметно втягивается в мир, полный противоречий, споров и противостояний мыслей и мировоззрений героев.
В процессе споров, выражения разных мыслей и точек зрения выясняется, каких высот достигли бывшие школьники. Споры и разногласия перерастают в выяснения отношений и драку и, как и прежде в школьные годы, возникает необходимость вмешательства учительницы. Спектакль и искренняя игра актёров в постановке В. Ахадова утверждают идею о том, насколько бы взрослее мы не становились, перед жизненными трудностями, на перепутьях судьбы мы остаёмся всё теми же детьми. Жизнь — это школа, в которой мы учимся жить, любить, бороться и достигать высот своей мечты, идеала, и при этом на каждом жизненном этапе нуждаемся в учителе.
Отличному ансамблю актёров, в который вошли такие талантливые деятели, как А. Мухаммаджонов, М. Исаева, М. Вахидов, М. Касимова, М. Тахири, Г. Сафаралиева, Ф. Гуламова, Х. Назарова, Н. Айматов, Х. Махмадзориров, М. Шамсиддинова, А. Гиёсов и другие, удалось воплотить образы героев пьесы в реалистичном и вызывающем неподдельный интерес ключе, сделав театральное представление ярким и запоминающимся. Спектакль «Восхождение на Фудзияму» в 1970-е годы стал одной из лучших постановок таджикской сцены, о которой говорили, писали и спорили как в широкой аудитории зрителей, так и в узких кругах литераторов и интеллигенции.
Лучшие образцы кыргызской драматургии и литературы ставились не только на сцене театра им. Лахути, но и в других театрах Таджикистана, которые посещали тысячи зрителей. Затем они становились предметом широкого обсуждения. Известный таджикский режиссёр Фаррух Касымов, у которого сложилось особое отношение к творчеству Ч. Айтматова, в своё время поставил два спектакля на сцене театра Лахути под названиями «Манкурт» и «Кыямат». Философско-социальное предназначение этих спектаклей тогдашние зрители приняли как Слово Дня.
Другой таджикский режиссёр Султон Усманов поставил очень интересное представление по роману Ч. Айтматова «День, который длится дольше века», в котором были заняты такие популярные артисты, как А. Шарифов, Е. Меликов, М. Ёрова, Сю Джанджолов, Б. Комилов и другие. Они играли самозабвенно, страясь передать идею произведения, его логику и философию, воспроизвести на сцене неоднозначные и противоречивые события эпохи сталинизма.
С. Усмонов также поставил спектакль по широко известной повести Ч. Айтматова «Белое облако над Чингисханом» на сцене Национального театра Республики Казахстан.
Новой страницей в рамках таджикско-кыргызского сотрудничества в сфере культуры стала постановка драмы «Юсуф Баласагуни» другого кыргызского драматурга Усманова таджикским режиссёром Давлатом Убайдуллаевым на сцене городского русского театра драмы им. Омаралиева.
Кыргызская литература нашла путь и в провинциальные театры Таджикистана. Примером может служить постановка спектакля «Плач потерянной души» по произведению Чынар Калыевой в театре им. С. Вализаде города Куляба. Этот спектакль рассказывает о судьбе молодой девушки, попавшей в круговорот судьбы и по своей неопытности потерявшейся там надолго. Играет её молодая таджикская актриса Рабиямох Шарифова.
Ортик КОДИР,
народный артист Республики Таджикистан.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More